Атипичный аутизм

Атипичный аутизм – психоневрологическое заболевание, обусловленное нарушением структур головного мозга. Оно относится к группе патологий, называемых расстройствами аутистического спектра.

Для атипичного аутизма характерны нарушение восприятия и понимания окружающей действительности, стереотипные действия, плохо развитое воображение, недостаток взаимодействия и социального общения. Нередко эта патология сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

Заболеваемость атипичным аутизмом составляет 2 случая на 10 000 населения. Мальчики болеют в 2–5 раз чаще, чем девочки.

Причины и факторы риска

В основе атипичного аутизма лежат структурные нарушения головного мозга. К их возникновению приводят факторы, наиболее частыми из которых являются:

  1. Наследственная предрасположенность. У пациентов с атипичным аутизмом практически всегда можно выявить родственников с некоторыми нарушениями, характерными для данной патологии. В 90-х годах XX века был обнаружен ген, отвечающий за предрасположенность к атипичному аутизму. Его наличие не обязательно приводит к заболеванию, но повышает риск его развития при воздействии других факторов.
  2. Осложненное течение беременности и (или) родов. У женщин, чьи дети страдают атипичным аутизмом, в большинстве случаев беременность и роды протекали с различными осложнениями, такими как токсемия, внутриутробные инфекции, преждевременные роды, маточные кровотечения.
  3. Некоторые заболевания. Атипичный аутизм нередко наблюдается на фоне синдрома хрупкой Х-хромосомы, цитомегаловирусной инфекции, фенилкетонурии, эпилепсии.

Формы заболевания

В психиатрии выделяют две формы атипичного аутизма:

  • с умственной отсталостью (в том числе умственная отсталость с аутистическими чертами);
  • без умственной отсталости (в том числе детские атипичные психозы).

Заболеваемость атипичным аутизмом составляет 2 случая на 10 000 населения. Мальчики болеют в 2–5 раз чаще, чем девочки.

Симптомы

Симптомы атипичного аутизма обычно проявляются после трех лет. К ним относятся:

Выраженность перечисленных симптомов может быть разной. Нередко нарушения настолько незаметны, что выявить и правильно интерпретировать их оказывается сложной задачей даже для специалиста.

При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму.

Диагностика

Диагностика атипичного аутизма затруднена ввиду разнообразия симптомов и степени их выраженности. Постановка правильного диагноза требует проведения всестороннего медико-психологического обследования и длительного наблюдения за поведением ребенка, анализа его способностей к общению, навыков и умений.

Осуществляется дифференциальная диагностика с аутизмом, синдромом Аспергера, шизофренией.

Лечение

Методы эффективного лечения атипичного аутизма на сегодняшний день не разработаны. Терапия направлена на устранение симптомов заболевания и социальную адаптацию пациентов. Она разрабатывается индивидуально для каждого ребенка и проводится большую часть дня в течение длительного срока.

Возможные осложнения и последствия

У детей, страдающих атипичным аутизмом, нередки проблемы с обучением. Во взрослой жизни им трудно создать семью, возникают сложности с выбором и осуществлением профессиональной деятельности.

Нередко атипичный аутизм сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

Прогноз

При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму. При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогноз значительно хуже.

Профилактика

Профилактических мер, направленных на возникновение атипичного аутизма, на сегодняшний день не существует.

Источник: http://www.neboleem.net/atipichnyj-autizm.php

Общие сведения

Атипичный аутизм наиболее распространен среди больных с глубокой олигофренией, а также среди пациентов с тяжелыми специфическими нарушениями развития речи, обеспечивающей понимание грамматических структур, интонаций, жестикуляции. Расстройство получило свое название из-за особенностей клинической картины, атипичным является либо возраст дебюта (позже 3 лет), либо комплекс симптомов – заболевание может проявиться в первые 3 года жизни, но из трех обязательных клинических критериев РДА (стереотипии, речевые и коммуникативные нарушения) определяются только два или один. Эпидемиология атипичной формы аутизма составляет 0,02%. Среди больных преобладают лица мужского пола.

Причины

Физиологической основой заболевания являются структурные изменения различных отделов в головном мозге. Они могут быть спровоцированы разными факторами – эндогенными (внутренними) или экзогенными (внешними), генетическими. Причины развития атипичного аутизма подразделяются на три больших группы:

  • Наследственная отягощенность. Более чем у половины пациентов выявляются близкие родственники с таким же диагнозом. В конце XX века исследователи обнаружили ген, ответственный за аутизм. Его наличие не гарантирует развитие болезни, но увеличивает риск при влиянии иных факторов.
  • Пренатальные и натальные осложнения. Вероятность аутизма повышается при осложненном периоде беременности и родов. Большинство больных детей были подвержены внутриутробной гипоксии, инфекциям, токсемии, рождены раньше срока.
  • Соматические и психические болезни. Тяжелые психотические варианты аутизма дебютируют при злокачественном течении детской шизофрении и ряде генетических заболеваний. Симптоматически они проявляются при фенилкетонурии, ЦМВИ, эпилепсии.

Классификация

Согласно МКБ-10 различают две разновидности патологии. Первая – атипичный аутизм, сочетающийся с олигофренией. Включает все виды умственной отсталости с аутистическими чертами, характер течения – малопрогредиентный. Данная форма встречается при синдроме Мартина-Белла. Вторая разновидность – атипичный аутизм без интеллектуальной недостаточности. Его также называют атипичным детским психозом, атипичным психотическим расстройством у детей. Данный вариант заболевания выявляется при синдроме Ретта, синдроме Дауна и детской злокачественной шизофрении. Выделяют три общих стадии атипичного психоза:

  1. Аутистическая. Ее продолжительность составляет от 4 недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности. Естественное развитие приостанавливается, аутизм углубляется.
  2. Регрессивная. Разворачивается в промежутке от полугода до года. Характеризуется усилением симптоматики аутизма, редукцией речи и навыков гигиены. Больные начинают поедать несъедобное, значительную часть их двигательной активности составляют стереотипии.
  3. Кататоническая. Является наиболее продолжительной, длится от полутора до двух лет. Снижается глубина аутизма, появляются кататонические расстройства – двигательное возбуждение со стереотипиями. Больные кружатся, прыгают, раскачивают туловище, бегают кругами.

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. При ремиссии наблюдаются устойчивые гиперкинетические расстройства с импульсивностью, неврозоподобные симптомы в форме примитивных навязчивых действий. Проявления аутизма редуцируются, появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности. Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

Прогноз и профилактика

Положительный исход преодоления когнитивных нарушений, восстановления навыков самообслуживания и общения, улучшения моторики и адаптации в условиях семьи возможен при раннем выявлении болезни и безотлагательном проведении коррекционной работы, включающей специальное обучение, фармакотерапию и вовлечение больных в социальные институты. При активной терапии симптомы не прогрессируют, психическое состояние приближается к норме (если нет тяжелой олигофрении). Профилактические меры в настоящее время не разработаны.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/atypical-autism

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.
Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк , игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики. Раньше, до появления пон ятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга. Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.
Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.
При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.

baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

Источник: http://autizmy-net.ru/atipichnyj-autizm/

Атипичный аутизм: Симптомы, Классификации

Атипичный аутизм – психоневрологическое расстройство, вызванное структурными нарушениями головного мозга и характеризующееся дизонтогенезом. Проявляется ограниченностью социальных взаимодействий, снижением познавательной активности, речевыми и двигательными стереотипиями. У больных нарушено восприятие действительности, мышление конкретное, зачастую имеется интеллектуальное недоразвитие. Клиническое обследование проводится психиатром и неврологом, дополнительно назначается ЭЭГ и психологическое тестирование. Помощь пациентам включает медикаментозное лечение, специальное интенсивное обучение и реабилитацию.

Причины атипичного аутизма

Физиологической основой заболевания являются структурные изменения различных отделов в головном мозге. Они могут быть спровоцированы разными факторами – эндогенными (внутренними) или экзогенными (внешними), генетическими. Причины развития атипичного аутизма подразделяются на три больших группы:

  • Наследственная отягощенность. Более чем у половины пациентов выявляются близкие родственники с таким же диагнозом. В конце XX века исследователи обнаружили ген, ответственный за аутизм. Его наличие не гарантирует развитие болезни, но увеличивает риск при влиянии иных факторов.
  • Пренатальные и натальные осложнения. Вероятность аутизма повышается при осложненном периоде беременности и родов. Большинство больных детей были подвержены внутриутробной гипоксии, инфекциям, токсемии, рождены раньше срока.
  • Соматические и психические болезни. Тяжелые психотические варианты аутизма дебютируют при злокачественном течении детской шизофрении и ряде генетических заболеваний. Симптоматически они проявляются при фенилкетонурии, ЦМВИ, эпилепсии.

Атипичный аутизм: главная опасность

Основная опасность детского атипичного аутизма состоит в том, что он, как правило, дает о себе знать после трехлетнего возраста и не слишком заметен

В этом случае родители

Могут просто упустить из виду отклонения в развитии собственного ребенка
Затянуть с восстановлением организма ребенка
И, в результате, получить тяжелую и с трудом поддающуюся лечению форму

Нередко при атипичном расстройстве диагноз ставится только в подростковом возрасте – тогда, когда отклонения дают о себе знать уже слишком явно.

Поэтому на родителей возлагается особая ответственность – обнаружить малейшие отклонения от нормы в поведении и развитии своего ребенка
Вот признаки, по которым можно установить наличие неспецифического первазивного расстройства

Атипичный аутизм: симптомы

Под термином «первазивное» понимается общее расстройство развития, которое выражается в искажении трех важных сфер человеческой жизни

Социальное взаимодействие
Речевое развитие
Наличие творческого мышления

У ребенка нарушена связь с внешним миром
При этом у разных детей данный симптом может проявляться по-разному
Так некоторые маленькие аутисты не против общения, но не умеют коммуницировать, а другие намеренно ищут одиночества

При специфическом расстройстве страдает не только речь ребенка, как следствие неумения формулировать собственные мысли, но и понимание разговоров других людей
Аутичные дети понимают речь, обращенную к ним, буквально

У детей, страдающих атипичным аутизмом, нарушена эмоциональная сфера
Им сложно выражать эмоции, а потому они кажутся холодными, неучастливыми и даже безразличными
На самом деле, таким малышам часто действительно не свойственно переживать за других людей

Первазивное расстройство развития также нередко характеризуется ограниченностью сферы мышления
Это выражается в боязни любых перемен и приверженности к привычкам
Такие дети окружают себя знакомыми вещами и совершают только привычные, часто монотонные действия
Все новое ввергает их в панику

Маленькие аутисты при атипичном протекании заболевания могут вести себя раздражительно и даже порой агрессивно
Недуг затрагивает нервную систему, и больной ребенок становится очень чувствительным

Нередко атипичный аутизм сопровождается сенсорными нарушениями
То есть, такие дети воспринимают и обрабатывают поступающую из внешнего мира информацию не так, как здоровые люди
Подробнее о сенсорной интеграции вы можете прочитать на нашем сайте в отдельной статье

Перечисленные выше симптомы неспецифического первазивного расстройства развития у детей могут проявляться не полностью
Также варьируется степень сложности проблемы
Так, например, бывает, что маленький аутист вполне интеллектуально развит, но ему сложно общаться с другими людьми
А встречаются и такие, которые заметно отстают в развитии и с большим трудом понимают речь

При легких формах атипичного аутизма родителям бывает очень сложно выявить у своего ребенка такие отклонения
Более того, в ряде случаев с этим не могут справиться даже специалисты – настолько симптомы завуалированы

Атипичный аутизм: причины

Основными причинами возникновения и развития аутипичного аутизма у детей медицина называет умственную отсталость и тяжелые речевые расстройства
Более подробно о других предпосылках появления данного недуга вы можете почитать ЗДЕСЬ

Также на нашем сайте есть статья, в которой освещаются истинные причины аутизма и подобных ему проблем – о них официальная медицина умалчивает

Смотрите также:Истинные причины возникновения аутизма

Атипичный аутизм: лечение

Врачи официально признают свою несостоятельность в лечении данного недуга, а также всех прочих форм аутизма
Как правило, они прописывают маленьким аутистам тяжелые лекарственные препараты, рекомендуют занятия с логопедом и психиатром

Смотрите также:Как обучать GAPS-детей, или Основы aba поведенческой терапии

Однако мало кто из медицинских работников смотрит вглубь проблемы и старается устранить причины атипичного аутизма
Все они стремятся немного ослабить симптомы

Наша восстановительная программа – это комплексный подход к нейтрализации большинства причин возникновения и развития болезни
И он действительно работает – на нашем сайте мы собираем удивительные истории полного исцеления аутистов

Лечение аутизма у детей. Аутизм. Метод восстановления

План семинаров ЗДЕСЬ

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма

Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

Источник: http://apicorrection.com/atipichnyj-autizm-u-detej

Атипичный аутизм | Отличия и сходства с другими видами аутизма

Атипичный аутизм — один из видов аутизма, который сейчас все чаще диагностируется у детей и подростков. По поводу данного вида аутизма идут непрерывные споры в сообществе мировых психиатров. Однако, в определении атипичного аутизма мировая психиатрия все же пришла к консенсусу.

Атипичный аутизм — общее расстройство развития, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Отличается от классического аутизма (F84.0) либо более поздним возрастом начала (после 3-х лет), либо отсутствием как минимум одного из основных диагностических критериев (стереотипий, нарушений коммуникации).

Говоря простым языком отличие атипичного аутизма от классического, синдрома Каннера, заключается в более позднем проявлении ярко выраженных симптомов, либо в отсутствии части этих симптомов.

Как правило при атипичном аутизме симптомы начинают ярко проявляться после трех лет. При этом ребенок может легко идти на контакт с окружающими и даже быть чрезмерно общительным или навязчивым. Т.е. ребенок может навязывать свое общение и дружбу каждому встречному, при этом совершенно не понимая, как поддерживать это общение или дружбу. Зрительный контакт может быть нарушен частично или не нарушен вовсе. Указательный жест как присутствовать, так и отсутствовать или крайне редко использоваться. Все это крайне затрудняет диагностику и постановку диагноза. Однако, есть одно но, которое несомненно связывает эти два вида аутизма — это отсутствие речи. Т.е. на вербальном уровне ребенок предпочитает общаться вокализацией или эхолалией.

При синдроме Аспергера речь развивается в обычном темпе и ритме. Часто у маленького Аспи речь развивается со значительным опережением возрастных норм. Про синдром Аспергера мы поговорим позже.

Очень часто дети с атипичным аутизмом диагностируются неправильно и им выставляются совсем иные диагнозы, как правило это либо ЗПРР, либо, в более позднем возрасте, легкая степень уо в сочетании с СДВГ, либо детская шизофрения. В последних двух случаях отмыться от диагнозов очень проблематично. К тому же неправильная постановка диагноза влечет за собой неверное лечение, которое может нанести существенный вред ребенку.

К сожалению, очень трудно найти грамотного государственного психиатра, который бы смог разговорить родителей, выяснить все симптомы и правильно поставить диагноз, направить на обследование, а после и на МСЭ. Поэтому, очень важно родителям озвучивать детскому психиатру все симптомы, которые они наблюдали у своего ребенка, вне зависимости от того, смотрит ли ребенок в глаза, идет или нет на контакт.

Многие родители умалчивают о стимминге, вокализациях, ритуалах, избирательности в еде, псевдоглухоте, так как считают, что раз ребенок смотрит в глаза и идет на контакт, то у него точно не аутизм. Зачем тогда приписывать лишние симптомы на приеме у психиатра. И это огромная ошибка! Сделав такую ошибку, родители обрекают своего ребенка на постановку неверного диагноза, а значит заведомо лишают свое чадо правильной и эффективной коррекции.

Источник: http://vneklas-chas.ru/atipichnyy-autizm-otlichiya-i-shodstva-s-drugimi-vidami-autizma/

Причины возникновения атипичного аутизма

Официальная медицина пока еще не сформировала единого мнения о причинах возникновения аутизма – как обычного, так и атипичного. В настоящее время аутизм в целом и АА в частности связывают с поражениями структур головного мозга, которые могут быть вызваны такими факторами , как:

  • наследственность. Достаточно часто у детей с диагностированным атипичным аутизмом имеются родственники с РАС или какими-либо психическими отклонениями, способными вызвать развитие патологии;
  • генетическая предрасположенность. По результатам современных исследований, некоторое отношение к аутизму имеют гены SHANK3, PTEN, MeCP2 и др. – однако спрогнозировать развитие РАС только на основании деятельности этих генов пока невозможно;
  • некоторые заболевания. Нередко атипичный или классический аутизм может развиваться как сопутствующее состояние при каком-либо другом заболевании – например, эпилепсии, шизофрении, синдромах Дауна, Ретта, Мартина – Белл и др.;
  • проблемы со здоровьем матери во время беременности (особенно ее первой половины) и/или родов – маточные кровотечения, внутриутробные инфекции, недоношенность плода, проблемные роды и т. д.;
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД), патологические изменения в головном мозгу (особенно в мозжечке и подкорковых зонах), недоразвитость левого полушария мозга.

Также существует пока официально не подтвержденная теория о том, что возникновению РАС, включая АА, могут способствовать детские прививки с использованием вакцин, содержащих ртуть.

Формы атипичного аутизма у ребенка

В Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) детский аутизм отмечается кодом F84.0. В свою очередь, атипичный аутизм по МКБ-10 разделяется на две основные формы в зависимости от наличия или отсутствия умственной отсталости (УО):

  • АА с умственной отсталостью (код F84.11 ) – в данном случае в диагноз может быть включена УО с аутистическими характеристиками ;
  • АА без умственной отсталости (код F84.12 ) – интеллект пациента находится в пределах нормы, а в диагноз могут включаться атипичные детские психозы.

Также в МКБ-10 атипичный аутизм разделен на два подвида:

  1. с дебютом в не характерном возрасте (позже 3 лет , тогда как классический ранний детский аутизм начинает проявляться еще во младенчестве);
  2. с дебютом до 3 лет, но с атипичными симптомами (отсутствует полная клиническая картина детского аутизма). Этот тип патологии в основном распространяется на детей с явной УО.

Вне зависимости от диагностированной формы АА, полностью избавиться от него нельзя – однако, используя индивидуальный подход, можно заметно облегчить патологическую симптоматику при помощи специальной терапии.

Симптомы проявления атипичного аутизма у детей

По своей симптоматике детский атипичный аутизм похож на классический, но с менее широким диапазоном проявлений. Самые распространенные симптомы АА таковы:

В некоторых случаях в поведении ребенка могут присутствовать стереотипные действия. Также ранний детский атипичный аутизм может проявляться в виде различных сенсорных нарушений . Это связано с особенностями восприятия и обработки головным мозгом сенсорной информации (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) и может выражаться как:

  • непереносимость прикосновений к коже (малыш протестует против объятий, мытья, одевания и т. д.);
  • непереносимость прикосновений к голове, волосам (не желает стричься, причесываться, мыть голову);
  • нелюбовь к музыке – всей подряд или какой-либо определенной (например, с участием скрипки);
  • обостренное обоняние, повышенная чувствительность к отдельным запахам (например, бытовой химии);
  • эпизоды «псевдоглухоты», когда ребенок не демонстрирует никакой реакции на оклики и громкие звуки, хотя в остальное время слышит и реагирует хорошо.

Кроме того, малыш может категорически отказываться надевать любую одежду кроме нескольких «любимых» вещей, избегать некоторых цветов или их сочетаний, бояться дотрагиваться до каких-либо определенных поверхностей (шерсть, мех, металл и т. д.). Родители обязательно должны обратить внимание на подобные особенности, чтобы показать ребенка специалисту на самой ранней стадии проявлений атипичного аутизма.

Атипичная форма аутизма встречается достаточно редко – лишь в двух случаях из 10 тысяч. При этом мальчики страдают атипичным аутизмом гораздо чаще девочек (по различным данным – в 2–5 раз). В 2013 году специалисты из Йельского университета установили, что девочки имеют дополнительную генетическую «защиту» от аутизма, включая его атипичную форму.

Чем отличается атипичный аутизм от обычного

Зачастую « атипичные» дети -аутисты в первые годы жизни развиваются абсолютно нормально, а первые симптомы аутизма возникают у них гораздо позже 3 лет, тогда как классический аутизм обычно проявляется в более раннем возрасте. Также АА нередко возникает у детей, имеющих тяжелые специфические расстройства рецептивной речи и умственное отставание .

Рассматривая вопрос « что такое атипичный аутизм у детей », необходимо вспомнить описание классического аутизма, при котором наблюдаются проблемы в трех областях:

  • поведение;
  • коммуникативные навыки;
  • социальные навыки.

В свою очередь, атипичный аутизм обычно включает в себя склонность к стереотипному/шаблонному поведению и проблемы в какой-то одной из двух областей:

  • либо социальные навыки (в том числе взаимодействие с окружающими);
  • либо коммуникативные навыки (в том числе вербальная и невербальная коммуникация).

При назначении курса терапии и индивидуальных дополнительных занятий необходимо обязательно учитывать форму АА, выявленную у ребенка – только так можно будет добиться положительных результатов.

Дети, подростки и взрослые с атипичным аутизмом обычно нуждаются в помощи, относящейся только к тем сферам, где их АА проявляется особенно сильно – в остальных же сферах они могут демонстрировать значительные успехи и без посторонней помощи.

Еще одним заметным отличием атипичного аутизма от обычного является то, что «обычные» аутисты гораздо чаще предпочитают общаться жестами, тогда как «атипичные» языка жестов не понимают.

Какие осложнения могут быть вызваны детским атипичным аутизмом

Атипичный аутизм может быть сопряжен с определенными трудностями в таких сферах жизни, как:

  • обучение;
  • социальное взаимодействие;
  • сексуальные отношения, создание семьи;
  • выбор профессии, рабочие процессы.

Без соответствующей терапии атипичный аутизм может приводить своих носителей к социальной изоляции, депрессии, суицидальной идеации. Если же АА протекает в сочетании с проблемами развития речи и умственной отсталостью, это влечет за собой и многие другие трудности в жизни пациента и его близких.

Диагностика атипичного аутизма

Перечисленные выше симптомы АА могут быть выраженными как явно, так и очень слабо – иногда даже специалисту бывает сложно интерпретировать симптоматику и поставить правильный диагноз, адекватно отличив атипичный аутизм от обычного, а также от синдрома Аспергера, шизофрении и др.

В некоторых случаях (при легких формах заболевания) симптомы могут быть крайне «размытыми» и завуалированными, поэтому для постановки диагноза будут необходимы:

  • проведение всестороннего медицинско-психологического обследования с использованием специальных тестов ;
  • длительное наблюдение за поведением малыша с анализом его коммуникативных способностей, бытовых навыков, игрового поведения и т. д.

Зачастую, если специалист имеет основания полагать, что малыш болен, но его симптоматика отличается от привычной картины РАС из-за неполного соответствия характерных признаков – ребенку будет поставлен диагноз атипичный аутизм. При этом в США атипичный аутизм (а также синдром Аспергера) больше не выделяются отдельными диагнозами – таким пациентам теперь ставят общий диагноз «РАС». Не в последнюю очередь эта мера связана с субъективностью специалистов при диагностике аутизма, когда один и тот же ребенок может получить разные диагнозы у разных врачей. Общий диагноз позволяет применять терапию без оглядок на «легкость» или «тяжесть» формы расстройства.

Прогнозы для ребенка

Наиболее благоприятные прогнозы имеют дети с АА без умственной отсталости, родители которых обратились к специалистам своевременно – на самых ранних стадиях проявления заболевания. Однако в остальных случаях ситуацию нельзя назвать однозначной, поскольку сценарии развития атипичного аутизма могут быть самыми различными.

Некоторые взрослые атипичные аутисты, не получавшие никакой терапии, самостоятельно научились бороться со своими особенностями, затрудняющими нормальную жизнь в социуме. При этом известны и случаи, когда у детей, начавших лечение до 5 лет, симптоматика АА сохранялась и во взрослом возрасте. Однако обе эти ситуации являются достаточно редкими, а в большинстве своем дети с атипичным аутизмом без умственной отсталости демонстрируют прекрасные успехи именно при помощи настойчивой терапии.

Благодаря правильно подобранной методике удается остановить прогрессирование АА, а иногда и привести состояние ребенка в полную норму (при условии отсутствия умственной отсталости). Конечно, не исключено, что ребенок с врожденным атипичным расстройством аутистического спектра будет несколько отличаться от ровесников, однако при этом он сможет вполне полноценно развиваться и обучаться в общеобразовательных учебных учреждениях.

Не исключено, что в дальнейшем пациент с АА должен будет постоянно наблюдаться у невропатолога и/или психолога, психиатра. Специалисты помогут в своевременном выявлении обострений и не допустят регресса состояния.

ВАЖНО! Если вы замечаете, что поведение вашего малыша бывает «странным» или «неправильным» – постарайтесь как можно быстрее пообщаться по этому поводу со специалистом.

Лечение атипичного аутизма у детей и подростков

Излечим ли АА? В большинстве случаев полностью избавиться от него невозможно. Однако существуют проверенные методики для значительного улучшения качества жизни атипичного аутиста – и на первом месте по результативности среди таких методик стоит АВА-терапия, прикладной поведенческий анализ (Applied Behavior Analysis). По отзывам родителей атипичных аутят, для достижения заметного эффекта необходимо минимум 10 часов терапевтических занятий в неделю. Также положительное действие оказывают и специальные игры для детей с диагнозом аутизм.

Методика АВА успешно корректирует поведение атипичных и «классических» аутят, развивает речевые навыки, адаптирует детей к нормальной жизни дома и в школе. Для родителей, желающих ежедневно оказывать своему ребенку эффективную квалифицированную помощь, созданы специальные курсы, обучаться на которых можно не выходя из дома. Даже если в вашем городе пока нет специализированного детского сада, школы или реабилитационного центра, освоив программу курсов вы:

  • узнаете, по каким законам формируется поведение детей-аутистов, в том числе с неспецифическим первазивным расстройством развития (атипичным аутизмом);
  • научитесь управлению поведением ребенка и предотвращению нежелательных проявлений;
  • получите практический опыт АВА, начав применять методику непосредственно в процессе учебы;
  • сможете развивать своего малыша, обучая его по системе АВА различным полезным навыкам, необходимым для полноценной интеграции в социум.

Записаться на дистанционные курсы ABA-терапии на ближайшие даты можно прямо сейчас. Обучение на наших курсах будет полезным подспорьем для родителей аутят и нейротипичных детей, которым трудно концентрировать внимание и осваивать абстрактные понятия, а также детей с сенсорной и/или моторной недостаточностью.

Источник: http://aba-kurs.com/atipichnyj-autizm/

Атипичный аутизм: симптомы и особенности

У каждого ребенка аутизм проявляется по-разному. У некоторых малышей с расстройствами аутичного спектра (РАС) есть лишь часть симптомов аутизма, часто не из всех трех групп аномалий, а только двух из них. В таком случае говорят об атипичном аутизме. Людям с этим недугом требуется помощь в тех сферах, где заболевание четко себя проявляет, зато в остальных сферах они могут демонстрировать существенные успехи.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

Несмотря на приставку «а» в названии, у атипичного аутизма много общего с аутизмом классическим. Часто атипичный аутизм диагностируют в более поздних возрастах, чем классический — во многом потому, что страдающие им дети не так бросаются в глаза, а их симптомы не так заметно выражены.

В то время как классический аутизм объединяет в себе проблемы в трёх сферах (поведении, коммуникации и социальных навыках), об атипичном аутизме говорят когда у ребенка присутствует стереотипное, шаблонное поведение и есть проблемы с:

  • Либо социальными навыками, включающими в себя взаимодействие с другими людьми;
  • Либо с навыками коммуникации, включая вербальное и невербальное общение.

СИМПТОМЫ АТИПИЧНОГО АУТИЗМА

У детей с атипичным аутизмом могут быть такие же симптомы, что и у ребят с классическим, но выражены они слабее. При этом часто диапазон проявлений болезни не так широк.

Вот перечень симптомов, некоторые (но не обязательно все!) из которых, могут встречаться у малышей с атипичным аутизмом:

  • Трудности с пониманием и применением невербальных средств коммуникации (жесты, кивки, глазной контакт, выражение лица и принятая поза);
  • Отсутствие сочувствия к эмоциям других людей или нежелание разделять свои эмоции;
  • Отсутствие соответствующих возрасту малыша дружеских отношений со сверстниками;
  • Отсутствие роевых игр
  • Повторения в речи одних и тех же фраз или же отсутствие внятной речи;
  • Неспособность «разделять внимание» — показывать кому-то предметы, указывать на вызвавший интерес объект, следовать указательному жесту других людей;
  • Задержки в развитии речи;
  • Большая заинтересованность какой-либо узкой областью: поездами, машинками, животными и т.д.
  • Проблемы при поддержании беседы с другим человеком;
  • Склонность к шаблонам и строгому распорядку;
  • Большая заинтересованность предметами или их частями в отрыве от функционального назначения
  • Стереотипии: взмахи руками, покачивание, похлопывание.

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Родители детей с атипичным аутизмом в среднем обращаются к врачу не в столь ранних возрастах, как в других случая. Это отрицательно сказывается на терапии, которая начинается позже, чем могла бы.

Прогноз развития недуга разнится от ребенка к ребенку. Некоторые не получавшие лечения взрослые успешно научились преодолевать свои особенности в отдельных сферах, тогда как есть и другие случаи, когда терапия начиналась до пяти лет, однако и во взрослом возрасте сохранялись явные симптомы атипичного аутизма.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ У СВОЕГО РЕБЕНКА АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

Если вам кажется, что ваш малыш ведет себя «странно» или «неправильно», как можно скорее пообщайтесь с врачом. Чем раньше начнется лечение, тем больших успехов оно может добиться. Если малыш усвоит способы справляться со своими трудностями, у него есть все шансы жить полноценной, нормальной жизнью во взрослом возрасте.

РАЗВИТИЕ ДИАГНОСТИКИ

В США атипичный аутизм (так же как и синдром Аспергера) больше не выделяют в отдельные диагнозы, а относят к более общей области расстройств аутичного спектра. Это связано с тем, что диагностика аутизма до сих пор остается во многом субъективной, и в зависимости от специалиста, один и тот же малыш может диагностироваться как атипичный или же классический аутист. Единый диагноз позволит проводить терапию без оглядки на «мягкость» или «серьезность» диагноза.

Источник: http://www.corhelp.ru/obshhie-voprosy/atipichnyj-autizm-simptomy-i-osobennosti/

Атипичный аутизм -характерные признаки заболевания

Атипичный аутизм – одна из разновидностей заболеваний, входящих в группу расстройств развития человека. Для рассматриваемого недуга характерны основные признаки «обычного» детского аутизма, но такое отклонение, в отличие от ранней формы, впервые дает о себе знать в возрасте позднее 3 лет либо же имеет особое течение.

Общие сведения о заболевании

Пациенты, чей мозг поражен таким заболеванием как атипичный аутизм, в возрасте после 3 лет начинают проявляться симптомы детской ранней формы недуга либо же у них появляются его характерные признаки, но не в полной (по 3 ключевым сферам) мере. В качестве вышеупомянутых трех сфер диагностирования рассматривают нижеперечисленные расстройства:

  • проблемы социального взаимодействия;
  • специфические нарушения поведения;
  • трудности общения.

В соответствии с положениями Международной классификации болезней, изучаемое отклонение может иметь 2 формы. О них далее.

  1. Начало заболевания. При таких обстоятельствах в клинической картине отмечаются все свидетельствования наличия детского раннего аутизма, но, что характерно, впервые они дают о себе знать не раньше, чем в 3 года.
  2. Атипичная симптоматика. Для этого случая не исключается вероятность проявления признаков недуга ранее 3 лет, но полной клинической картины «стандартной» формы заболевания не отмечается.

Последнее утверждение в особенности сильно сохраняет актуальность для пациентов с явными нарушениями умственного развития.

Нередко такие больные страдают нарушениями речи, в первую очередь, проблемами ее понимания. При таких обстоятельствах обычно и заходит речь о нарушении интеллектуального развития по типу аутизма

Вышеприведенная классификация на 2 группы имеет важное практическое значение для специалистов области медицины. Нередко родители, общаясь с психологом, психиатром или другим профильным специалистом насчет состояния своих детей, интересуются, чем они болеют – недоразвитием в интеллектуальном плане или именно аутизмом.

При наличии интеллектуального недоразвития в его классическом понимании, нередко отмечаются развернутые признаки наличия синдрома Каннера, при этом нарушения интеллектуального развития у таких больных редко выходят на первый план.

В случае же с атипичной формой недуга ситуация выглядит с точностью до наоборот: аутистические черты проявляются в комплексе с умственной отсталостью.

Практика показывает, что родители гораздо проще примиряются с наличием аутизма у своих детей, нежели с тем, что их наследники являются умственно отсталыми.

Конкретных статистических данных в отношении распространенности изучаемой сегодня формы заболевания нет. Далее вам предлагается ознакомиться с описанием основных признаков недуга и особенностями терапевтической помощи таким пациентам.

Характерные признаки заболевания

Симптомы, свидетельствующие о наличии изучаемого заболевания, можно классифицировать на несколько основных групп.

  1. Социальные нарушения. Симптомы этой группы могут различаться по тяжести и иметь разную степень выраженности. Некоторые пациенты не проявляют абсолютно никакого интереса к взаимодействию с другими представителями социума, некоторые хотят общаться, но не имеют для этого необходимых навыков.
  2. Языковые нарушения. Больные с изучаемой патологией имеют определенные трудности с овладением языком и пониманием того, что говорят другие люди. Словарный запас аутистов крайне мал и при любых обстоятельствах не отвечает их возрасту. Устную и письменную речь они понимают исключительно в прямом значении. Помимо этого, для них не характерны сопереживание и понимание чувств других людей.
  3. Трудности с выражением эмоций. Больные не способны воспринимать невербальные сигналы, из-за чего окружающие считают таких людей безэмоциональными и равнодушными ко всему происходящему.
  4. Упрямство, раздражительность, отсутствие гибкости мышления. Больные не способны нормально воспринимать любые нарушения привычного уклада их жизни. Даже незначительные изменения привычного уклада приводят к целой буре эмоции. Раздражение также вызывают шум и яркий свет.

Особенности лечения

Диагностирование изучаемой патологии сводится к изучению текущих способностей пациента и последующему за ним наблюдению.

Если у специалиста возникают основания полагать, что ребенок болен, однако имеющиеся у него симптомы не сходятся с привычной картиной расстройств аутической группы ввиду неполного соответствия характерных критериев, в большинстве случаев ставится именно такой диагноз как атипичный аутизм.

С этого момента возникает целый ряд важных вопросов. Так, специальная программа лечения для подобных детей отсутствует. Обычно все действия направляются на максимальное минимизирование выраженности характерных симптомов. «Прямых» же методов лечения на текущий момент нет. Успешность борьбы с проявлением недуга зависит от его формы, особенностей течения и тяжести. При условии успешного подавления проявлений расстройства, отмечается заметное улучшение состояния больных.

В отдельных ситуациях наибольшую эффективность проявляют методы индивидуальной терапии, которой приходится уделять внимание в течение существенной части дня. Наряду с этим, больным детям надо меньше взаимодействовать с обществом, т.к. это тоже позволяет уменьшить интенсивность выраженности характерных симптомов.

Очень важно, чтобы специалист, ведущий ребенка, имел соответствующие навыки и опыт. Врач должен понимать, в чем нуждается конкретный больной и в совершенстве владеть требуемыми для его случаями методиками лечебного воздействия

В некоторых случаях приходится проходить длительный путь проб и ошибок, на протяжении которого специалист пытается применять различные методики, стараясь добиться улучшения. И даже если признаки патологии имеют не слишком сильную выраженность, лечение приходится проводить на протяжении длительного периода до момента наступления ощутимых улучшений.

Теперь вы знаете, как проявляет себя атипичный аутизм, чем он отличается от ранней детской формы и каковы особенности его проявления.
Будьте здоровы!

Источник: http://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/atipichnyj.html

Атипичный аутизм. Причины развития у детей

Атипичный аутизм – это патология в развитии мозга, проявляющаяся общим нарушением развития. Она характеризуется неполноценным формированием личности человека, ограниченностью интересов, социальных контактов и цикличностью действий. В отличие от похожего по симптоматике детского аутизма, проявляется в более позднем возрасте и может не иметь всех диагностических критериев. Заболевание чаще всего встречается у пациентов с выраженной умственной отсталостью и тяжелым расстройством в развитии речевого аппарата.

Атипичный аутизм – это психическое нарушение, развивающееся в раннем детском возрасте. В отличие от других схожих расстройств, оно не проявляется в первые годы жизни ребенка и дает о себе знать уже в дошкольном и даже в старшем возрасте. В противовес классической форме аутизма атипичная разновидность не влияет на умственное развитие пациента и не так сильно сказывается на коммуникативных способностях. В целом ребенок выглядит полноценным и практически ничем не отличается от сверстников, но у него есть ряд особенностей поведения, которые никак не связаны с окружающей обстановкой.

Патология относится к классу психоневрологических болезней и обусловлена структурными изменениями в головном мозге. Для нее характерны стереотипные действия больного, нарушение восприятия окружающей действительности, плохо развитое образное мышление, отсутствие социальных контактов. Заболевание часто сочетается с патологиями формирования рецептивной речи и умственной отсталостью. В связи с этим выделяют два вида атипичного аутизма:

  1. 1. С умственной отсталостью.
  2. 2. Без нее.

Характерной особенностью атипичного аутизма является нарушение взаимосвязи с социумом и окружающим миром. Оно может проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка и формы заболевания. В одних случаях пациент может всячески избегать общения со сверстниками, а любые контакты будут провоцировать у него стресс. В других — ребенок стремится влиться в социальный круг, но из-за расстройства не может понять принципы взаимодействия в группе, нормы поведения и прочее. Все это ведет к тому, что больной атипичным аутизмом начинает страдать от изоляции, а это только усугубляет патологию.

Также при атипичной форме аутизма у детей часто появляются проблемы с овладением речевыми навыками. Первые признаки возникают в 3-4-летнем возрасте или даже позднее. Часто появление подобной проблемы ставит родителей в тупик, поскольку на ранних этапах развитие ребенка проходило нормально, без выраженных отклонений. Причина заключается в том, что с возрастанием требований к речевому аппарату пациенту становится сложнее их выполнять. В результате ребенок не понимает сути слов, их значения и имеет маленький словарный запас, не соответствующий возрасту. У больного полностью отсутствует образное восприятие, все понимается буквально.

Развивающееся с возрастом нарушение коммуникативных функций ведет за собой проблемы с эмоциональным восприятием и инвалидность. Маленькому ребенку тяжело понимать невербальное поведение окружающих. Радость, страх, гнев и прочие эмоции, не выраженные словами, не воспринимаются им, из-за чего он кажется безучастным и равнодушным. Это состояние переходит и в более взрослый возраст, к нему добавляется невозможность больного невербально выражать свои чувства.

У подростка отсутствует гибкость мышления, ему свойственны частые повторения одних и тех же действий, которые не носят практического характера, а имеют «ритуальный» смысл. Их выполнение — характерная черта психических заболеваний аутистического спектра. Это выражается в привязанности больного к месту, вещам, необходимости соблюдать определенный порядок и прочее. Нарушение каких-либо требований ведет к проявлению раздражительности и гнева. Негативную реакцию у больного вызывают громкие звуки, яркий свет, прикосновения и прочее.

Характерные симптомы аутизма:

  • проблемы в общении с другими людьми;
  • отсутствие потребности в социальных контактах;
  • непонимание причин поведения других людей;
  • трудность в изучении новых слов;
  • отсутствие образного мышления, восприятия переносного смысла;
  • равнодушие к людям, происходящим событиям;
  • неумение выражать свои чувства и эмоции;
  • необходимость совершения ритуальных действий;
  • острая реакция на громкий звук, яркий свет, прикосновения и прочее.

Источник: http://neurofob.com/mental-behavioural/development/atipichnyj-autizm.html

Марина Варламова
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
GBMSE61.RU